На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Самоцветик

28 615 подписчиков

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ | И.И.Шишкин "Перед зеркалом"(часть-2)


В Праге на аукционе 03.04.2006 продана картина русского художника Ивана Ивановича Шишкина "Перед зеркалом".
На картине изображена супруга живописца, читающая письмо в своей петербургской квартире. Полотно на торги выставил бывший владелец 86-летний Ян Бискуп, глава старинного аристократического рода. При начальной цене 7,5 млн. чешских крон, картина ушла с молотка за 8,9 млн крон (примерно 400 тыс. долларов), включая аукционный сбор.
"Это рекордная для чешских антикварных торгов сумма", - заявили устроители аукциона - сотрудники пражской художественной галереи "Пиктура".
Хотя новый владелец не называется, предполагается, что картина досталась одному из частных российских коллекционеров. О том, что картина покинет Чехию, Ян Бискуп сказал: "я очень надеялся, что картина вернется в страну, где и была создана". Великий художник написал полотно в 1870 году. Оно хранилось в семье Шишкиных. После того, как семейство эмигрировало из России в Финляндию, в 30-х годах прошлого века, зять великого художника продал продал полотно чешскому дипломату. А в 1948г. вдова дипломата Ева Миллер, отдала шедевр практически за бесценок матери Бискупа.
 
Вацлав Бискуп - свидетель и участник истории
Вацлав Бискуп - свидетель и участник истории
 

ПРЕДЫСТОРИЯ


Чешские коллекционеры в предвкушении: 2 апреля в Праге на традиционном аукционе во дворце Жофин появится настоящий шедевр – картина Ивана Ивановича Шишкина «Дама перед зеркалом». Любопытство галерейщиков подогревается тем фактом, что о существовании картины знали все, но имя владельца скрывалось. И лишь недавно, после того как Национальная галерея подтвердила подлинность картины, Ян Бискуп открыто заявил, что работа великого русского живописца все эти годы хранилась у него. Уже известна начальная цена картины Ивана Ивановича – 7 500 000 крон (270 000 евро). Торги, по традиции, состоятся во дворце Жофин, который, как никакое другое здание, подходит для презентации работы подобного класса. Мероприятие организовывает галерея Pictura, которая выставит на аукционе более 80 работ чешских и зарубежных художников. Директор галереи Михал Шеба пока не способен предугадать, за какую сумму будет продана работа кисти Шишкина, но сенсации мирового уровня не ожидает: как-никак речь идет об аукционе, в котором в основном принимают участие чешские коллекционеры. Но эксперты соглашаются, что особую пикантность торгам придает сама история картины, точнее – ее чешский отрезок.


Путь в Прагу


Все началось в межвоенное время прошлого столетия, причем не в России и не в Чехии, а в Финляндии, где проживал шведский барон Ридингер со своей супругой Лидией, первой дочерью Ивана Шишкина. Там же, в поселке Куоккала (в последствии Репино) проживал со своей семьей чехословацкий дипломат Миллер. Стоит сразу заметить, что в то время Министерство иностранных дел Чехословакии с большой симпатией относилось к идее единства славянских народов. Это было не случайно: премьер-министр молодого государства Карел Крамарж был женат на русской девушке Надежде. Так что Миллер, имея безоговорочную поддержку своего начальства, с удовольствием проводил время в компании Репиных и Ридингеров-Шишкиных. Они были очень близки, об этом свидетельствует и то, что во время похорон Репина Миллер выступал со скорбной речью. Кстати, по сей день в Праге хранятся фотографии, запечатлевшие траурную церемонию.
В начале 30-х годов семья Миллеров с сожалением покидает Хельсинки, и в память о славной дружбе с любителями российской живописи Миллер приобретает у Ридингера картину, написанную Иваном Ивановичем Шишкиным. Картина произвела на Миллера огромное впечатление – на ней изображена супруга художника, читающая письмо в своей питерской квартире. Кстати, барон Ридингер продает работу мастера недорого. Точная сумма неизвестна, но в своем письме в Прагу Миллер говорит о «некрупных расходах». И еще одно письмо в Прагу он посвящает описанию картины.

Письмо Миллера с описанием картины

Письмо Миллера с описанием картины

В то время Миллеры даже не подозревали, что им не будет суждено радоваться шедевру: приближается немецкая оккупация, сам Миллер умирает, и его супруга Ева останется одна в своей пражской квартирке. В 1948 году к власти придут коммунисты, в Праге начнутся волны арестов и конфискаций. Ева Миллер будет счастлива избавиться от шедевра, который в эпоху социализма скорее мешает, и она продаст холст за бесценок своей приятельнице-аристократке из рода Бискупов.
 

Запрещенное сокровище


Сейчас, по прошествии стольких лет, можно сказать, что картине повезло, она попала в руки благородным людям, которые ценили искусство, владели большой коллекцией и очень ответственно относились к культурному наследию. Династии Бискупов принадлежало несколько замков, и с остальными владельцами исторических поместий их объединяли еженедельные поездки на замок Олтынь. Там жил гостеприимный Вацлав Кржижик, устраивавший в своих лесах охоту. Именно там и познакомились Бискупы и Миллеры. И именно там впервые речь зашла о картине Ивана Ивановича Шишкина. Но тогда, в беззаботное довоенное время, Миллеры и слышать не хотели о продаже «Дамы перед зеркалом».
Вот как об этом рассказывает Вацлав Бискуп: «Моя мама была очарована картиной Шишкина. И вдова Миллера в конце концов согласилась ее нам продать. Причем моя мама заплатила даже больше, чем Миллер запросила. Сейчас эта картина принадлежит моим детям. Но только Бог знает, как нам удалось сохранить этот холст!»
В коммунистической Чехословакии оставить у себя какую-либо ценность было сложно. В 1948 году в стране прошла волна конфискаций. Бискупов выселили из родового поместья, состоящего из летней усадьбы и дворца, в домик, одиноко стоящий в лесу. Там не было ни электричества, ни воды, ни санузлов. В двух комнатах ютились супруги Бискупы со своими тремя сыновьями. Кстати, по дороге к избе всю семью собирались расстрелять, однако в последний момент к караулу присоединилась женщина-комиссар и запретила расправу над бывшими «капиталистами».
Впрочем, властей не удовлетворила убогость существования Бискупов. Вскоре их дом снесли по вполне логично причине: изба стояла недалеко от «правительственного» шоссе, которое вело к дому отдыха партийного руководства Чехословакии. «Мы всегда знали, что на дачах отдыхает кто-то важный, потому что в это время к нашему двору приставляли вооруженный патруль. А потом полиции надоело за нами следить, поэтому по их приказанию наш домик снесли, и мы остались без крыши над головой», - рассказывает сегодня Вацлав Бискуп. Кстати, всем членам семьи разрешалось зарабатывать на жизнь только физическим трудом. Сам пан Вацлав пошел работать на пражскую фабрику кочегаром. И тогда же судьба вновь свела Бискупов с пани Миллер: она подсказала им, что в ее доме сдается свободная квартира с возможностью получения прописки. Так две семьи стали соседями.
Второй этап конфискаций прошел в 1960 году – на этот раз забирали предметы старины, мебель, картины. Экзекуции прошли по всей стране в один день – 29 февраля. «Это был високосный год. И я этот день никогда не забуду», - вспоминает Вацлав Бискуп. – «У нас забрали все, что наш род собирал столетиями. Конфисковали и картину Ивана Шишкина. Но тут произошло чудо!» Одна из работниц пражской Национальной галереи заявила, что картина не представляет особой ценности, и поэтому ее можно вернуть прежним владельцам. На вопрос, как Бискупам удалось уговорить искусствоведа свидетельствовать в пользу «врагов народа», седовласый старичок лишь хитро улыбается.
Как бы то ни было, но с этого момента Бискупы договариваются: о картине никому ни слова. Единственное исключение они делают при встрече со знаменитым чешским искусствоведом Владимиром Фиалой…
 

Обет молчания


Итак, картина И.И.Шишкина все эти годы скрывалась в пражском доме знаменитого аристократического рода Бискупов. Об этом произведении много говорил чешский искусствовед Владимир Фиала, описывал нетипичное для Шишкина произведение в своих книгах, однако в графе «Местонахождение» всегда помечал: «Неизвестно». На самом деле Фиала был прекрасно осведомлен, в чьих руках находится изображение супруги Ивана Шишкина, но он был связан обещанием сохранить молчание – по крайней мере, до того момента, пока в Чехословакии будет социализм, а, значит, и опасность, что драгоценный подарок может быть у семьи Бискупов конфискован.
Вот как Владимир Фиала рассказывал об увиденном шедевре в своей книге «Картины русских пейзажистов»:
«Холст, масло, 60х45 (приблизительно)
Угол комнаты. Слева над туалетным столиком висит высокое зеркало с рамой, украшенной растительным орнаментом. Далее в перспективе стены заметно окно, завешанное белыми прозрачными занавесями, за которыми видны комнатные растения. В самом углу стоит столик, а перед фронтальной стеной штофное кресло. На стене висят три картины: в самой большой можно предполагать лесной пейзаж Шишкина. Между столиком и креслом – лицом к окну – стоит молодая женщина в длинном платье, она держит в руках письмо. Распечатанный конверт лежит у ее ног. Картина написана в светлых тонах желтого, коричневого и зеленого: цвет, также как и тщательность живописи, заставляют отнести ее к 1860-м гг. В интерьере хорошо передан солнечный свет, проникающий сквозь занавески и яркими пятнами падающий на пол через разрыв между ними».
В 1989 году, после бархатной революции в Чехословакии, Бискупы облегченно вздохнули и активно принялись за дело по возвращению своих поместий. Реституция прошла успешно, недвижимость, хоть и в запущенном состоянии, теперь вновь принадлежат законным владельцам. Здания, постройки, антиквариат – все требует реставрации и обновления, иначе историческое наследие развалится. А на такие работы Вацлав Бискуп, по воле судьбы проработавший в кочегарной, не заработал. Поэтому решил распродать часть картин, приобретенных семьей до войны. Но осторожный пан Бискуп, подумывая об аукционе, все равно не распространялся о шедевре, спрятанном в спальне своей квартиры.

Автограф Ивана Шишкина на картине

Автограф Ивана Шишкина на картине


Они хранили молчание до тех пор, пока Национальная галерея Чехии не подтвердила подлинность: «Иван И.Шишкин, «Дама в салоне, читающая письмо. 1870 год. Масло на холсте, 58х39 см. С левой стороне написано кириллицей «И.Шишкин 1870». По времени картину можно отнести к периоду последней трети 19-го века. Надпись появилась одновременно с изображением. Технологическое исполнение отвечает работам автора данного временного периода. С нашей точки зрения, данное произведение может являться работой Ивана Ивановича Шишкина, написанной 1870 года», - говорится в заключении академика Веры Чедловой из Национальной галереи и Праге.
 

Она должна вернуться в Россию


2 апреля 2006 10:34 года станет известна дальнейшая судьба «Дамы перед зеркалом» Ивана Шишкина. В этот день во дворце Жофин состоится аукцион, и на слово «три!» Бискупы лишатся своего сокровища. Но пан Вацлав к этому относится спокойно: «Судьба картины свидетельствует, что лучше всего ей будет там, где она была написана. Я очень хочу, чтобы следующий владелец относился к полотну с уважением, лелеял его и хранил, как мы, Бискупы, все эти годы ее хранили. И хотелось бы, чтобы, в конце концов, картина стала достоянием всего российского народа».

 

http://wek.ru

http://www.ilovecz.ru

 

Картина дня

наверх